Регион

Тайский массаж – история от истоков до наших дней

изображение растения
  • 6029
Тайский массаж – история от истоков до наших дней

Дживаку Кумара Бхаши также известен под именем Шиуаго Компардж. Многие полагают, что именно Дживаку Кумара Бхаши стоял у истоков тайской медицины.

Считается, что учение Кумара Бхаши достигло территории современного Таиланда приблизительно в то же время, что и буддизм, то есть во II или III веке нашей эры. Неизвестно, существовали ли до этого времени в Таиланде какие-либо разновидности массажа.

Точно так же нельзя сказать, в какой степени китайская традиционная медицина, в частности акупунктура и точечный массаж, повлияли на теорию и практику массажа в Таиланде.

Исследователи доказали, что предки тайцев широко населяли южные провинции Китая и особенно провинции Guangdong и Guangxi около 250 лет до нашей эры. В последствии, разделившись на несколько этнических групп, тайцы начали миграцию на юг.

Некоторые группы осели в северном Вьетнаме, Лаосе и Бирме, остальные же добрались до территории современного Таиланда, где и образовали первое тайское государство Сукхотай, первый манускрипт о котором был написан королем Ramkhamhaeng в 1283 году нашей эры.

На рисунке представлена миграция древних Тайцев.

На рисунке представлена миграция древних тайцев.

Тайский массаж или монашеская практика?

Бытует мнение, что тайская целительная система врачевания заимствовала свои принципы из Аюрведы. Так как многие Аюрведические постулаты часто встречаются в тайских травниках. Однако большинство ученых склонны считать, что это более поздние добавления, а не основы тайской системы. 

Сейчас уже невозможно получить точные сведения об истинных истоках тайского массажа, во многом потому, что в течение столетий передача медицинских знаний от учителей к ученикам, в соответствии с принятой традицией, происходила, главным образом, из уст в уста и не фиксировалась письменно.

Тайский массаж в основном был уделом монашеских практик в буддийских монастырях, откуда он впоследствии и получил свое более широкое распространение. Однозначно можно сказать, что со временем медицинские знания разных культур дополнили друг друга, что и послужило основой для учения о современном тайском массаже.

Тайский массаж – привилегия королевской семьи

Первые записи о тайском массаже обычно относят к периоду Аюттайя, а точнее речь идет о периоде правления короля Barommatrikolokkanat в 1455 г н.э., в записях говорится, что тайский массаж активно использовался для лечения недомоганий королевской семьи.

Другое упоминание о тайском массаже относят к периоду царствования короля Narai великого. В своих мемуарах 1687-1688т году французский посол Ла Лубар говорит, что «В королевстве Сиам, когда люди чувствуют недомогание, обращаются за помощью к специальному человеку, имеющему опыт тайского массажа, который растягивает тело и ходит ногами по пациенту. Та же техника используется для подготовки беременных женщин к родам». На основании данных источников можно предположить, что тайский массаж был широко распространен среди тайцев далеко до правления короля Narai великого.

Тайский массаж также упоминается в медицинском трактате Пали Канон (Pali Kanon) XVII века, старых текстах Буддизма Южной школы Theravada (найденных сегодня главным образом в Шри-Ланке, Бирме, Мньяме, Лаосе, Кампучии и Таиланде). Трактат написан на пальмовых листьях, языке Пали с использованием кхмерского письма.

В буддистских текстах Пали Канона встречается много упоминания о тайском массаже.

В буддистских текстах Пали Канона встречается много упоминания о тайском массаже.

Рама I – король, который сделал тайский массаж достоянием народа

Самое известное историческое свидетельство о тайском массаже относится к периоду правления династии Chakri - периода, когда ситуация в стране стабилизировалась и правящие монархи поддерживали и способствовали развитию традиционной тайской медицины. Король Buddha Yodfa Chulalok, известный как король Rama I (1782-1809.), продвигал идею об улучшении здоровья тайцев, в том числе простых граждан и способствовал сохранению накопленных знаний и развитию медицинской практики.

Подпись к рисунку

Медицинская практика тайцев

Так например, король перестроил Wat Photaram старый храм в Бангкоке (ныне известный как Wat Pho), создав хранилище медицинских знаний, на основании спасенных записей и документов из Аюттайи, разрушенной во время нашествия Бирманцев в 1767-1768 годах. Первые высеченные на стенах храма медицинские тексты датируются именно периодом его правления.
Следующий король Buddha Lertla Naphalai или король Rama II (1809-1824 ), направил свои усилия на восстановление медицинских знаний и методов лечения утраченных в Аюттайе во время войны с Бирманцами. Так в период его правления велись активные восстановительные работы храмов, например, храма Wat Chom Tong находящегося в окрестностях Бангкока, ныне Wat Ratchaorot. Записи о Тайской медицине, в том числе о лечении травами восстанавливались и высекались на стенах храмов.

Записи о врачевании увековеченные на стенах храма.

                                        Записи о врачевании увековеченные на стенах храма.

Король Nangklao, или Rama III (1824-1851), продолжил работу, начатую королем Rama I, по восстановлению Wat Pho, делая записи более долговечными, высекая их на мраморных табличках. В 1832, король распорядился создать на базе монастыря университет.
Wat Pho – это первый открытый в Таиланде университет. Мастера и ученые различных академических дисциплин были собраны в первом центре для обучения методам тайской традиционной медицины. Большинство знаний на тот момент не были записаны, но передавались по памяти из уст в уста от учителей к ученикам.
Статуи в различных позах йоги названные «Luesri Dadton» в Таиланде, были отлиты из олова. 80 статуй, показывающих йогов в различных позах с описанием по правильному использованию и их эффектам были созданы в этот период. Часть статуй, к сожалению, были со временем повреждены, а часть утеряны, но 24 из низ были восстановлены и сейчас находятся в хранилищах Wat Pho. Ранее в 1906, позы 40 статуй были нарисованы на стенах Wat Matchimawad (Wat Klang), храм Songkhla в южной провинции Таиланда.

Много общего между йогой и тайским массажем

Много общего между йогой и тайским массажем

King Mongkut, или кроль Rama IV, (1851-1868), курировал объединение тайской системы здравоохранения с восточной медициной и разрешил восточным целителям практиковать в Таиланде. Записи этого периода сохранились в королевском дворце.

Правление Рамы V и расцвет культуры тайского массажа

Король Chulalongkorn, известный как Rama V (1868-1910), содействовал развитию тайского массажа и содержал при дворе специалистов по тайскому массажу, брал их с собой в выезды по стране, изучая жизнь и быт простых граждан. В 1870 король учредил королевскую академию для сбора всех сохранившихся данных, имеющих отношение к тайской медицине, массажу и йоге.

Все собранные тексты были использованы в медицинской школе учрежденной королем. Позднее широко-известный профессор медицинской школы Phraya Pitsanu Prasartved сделал их достоянием общественности с целью развития практики самолечения, он получил разрешение от принца Dumrong Rachanupap, главы национальной библиотеки, объединив все тексты в книгу, которая была завершена к 1907 году.

Рама V содержал массажистов при дворце и даже брал их с собой на выезды

Рама V содержал массажистов при дворце и даже брал их с собой на выезды

Во время правления короля Rama V Таиланд менялся и модернизировался в соответствии с западными течениями. Первый западный госпиталь был построен в 1888 и был назван Siriraj Hospital. В этот период Традиционная тайская медицина применялась наряду с западной, но приоритет отдавался тайской традиционной медицине.

Тайцы с уважением относились к королю за то, что он сделал доступными народу знания о тайской медицине, собираемые столетиями, называли вторым отцом тайского массажа и ставили его в один ряд с основателем Dr. Jiwaka Komaraphat.
Последующий правитель, король King Vajiravudh или король Rama VI (1910-1925 ), верил в западную систему лечения, поэтому the Royal Traditional Medicine Department был распущен, и была прекращена практика преподавания тайской традиционной медицины. Король издал указ, требующий лицензирования профессиональной деятельности. Тайский массаж был также включен в этот список на период правления короля. Позднее Тайский массаж был исключен из этого списка, но полностью не восстановлен в правах.

Почему тайский массаж часто ассоциируют с секс-услугами?

В период Вьетнамской войны с 1957 по 1964 годы репутация и имидж настоящего тайского массажа был практически уничтожен. Тайский массаж напрямую стал ассоциироваться с сексуальными услугами, поскольку Таиланд стал местом отдыха Американских солдат.

В 1962 году была образована северная школа тайского массажа.

В 1977, World Health Organization (WHO) организовала международную конференцию посвященную вопросам народной медицины. В последующие годы WHO убедило страны участники внедрить в систему современную здравоохранения традиционные методы лечения используемые веками в странах. С этого момента тайское правительство стало поддерживать Традиционную тайскую медицину в рамках национальной политики.

Настоящее и будущее тайского массажа

Возможность использования традиционных методов лечения наряду с использованием тайского массажа постепенно стала приобретать значимость в глазах общественности Таиланда. Однако модернизация системы здравоохранения, формирование законодательной базы не способствуют развитию тайской традиционной медицины, в то время как тайский массаж получил новый виток развития, даже несмотря на все произошедшие изменения. Так, например, были улучшены стандарты обучения, внедрена система сертификации специалистов. Начиная с 2004 года, правительство обязало всех мастеров тайского массажа иметь специальные разрешения для осуществления деятельности.

Во избежание последствий, непрофессионального применения тайского массажа, а также с целью повышения профессионализма мастеров и повышения качества системы обучения, тайское правительство в 1985 году пошло на беспрецедентный шаг – проект, который назвали «Возрождение Тайского массажа».

В рамках программы собрались 12 организаций, имеющие прямое отношение к тайской традиционной медицине, лучшие практикующие специалисты, чтобы обсудить будущее тайского массажа, обменяться опытом и выработать единые стандарты и шаги, направленные на развитие тайского массажа. Данный проект вылился в плодотворное сотрудничество, объединившее в себе лучшие умы Таиланда на протяжении 3-х лет с 1985 по 1987, положивших основу новому этапу развития тайского массажа.

Назад